сайт памяти композитора Аднана Шахбулатова
Асят Муртазилиева

Асят Муртазилиева

Небесную музыку творил в клетке многоэтажки

25 ноября основоположнику чеченской профессиональной музыки, великому композитору Аднану Шахбулатову исполнилось бы 70 лет. Но не довелось ему отмечать ни этот, ни предыдущий (60 летие) юбилеи. Он ушел из жизни в 54 года, тихим, еще мирным летним днем (4 июня) 1992 года. И началась жизнь после смерти, о которой мечтает любой человек. Однако достается она лишь избранным, тем, кого, как говорят, «поцеловал Всевышний».

Аднан Шахбулатов, вне сомнения, был любимцем неба. Читатели, знающие о драматической судьбе композитора, который почти двадцать лет из своей короткой жизни провел в неподвижности, прикованным к постели, с сомнением могут принять это определение. И тем не менее, это так. С рождением получить уникальный музыкальный талант – чем не подарок судьбы? Да, в расцвете сил на него обрушилась беда. Но в страданиях расширяется сознание, шлифуется, углубляется душа, раскрываясь новыми гранями. А сытый благополучный человек менее восприимчив, у него и глаза хуже видят, и уши меньше слышат.

Всевышний, наверное, послал Аднану Шахбулатову немыслимые испытания, чтобы максимально обострить его чувства, чтобы он смог во всем богатстве и полифонии увидеть мир – его великое творение и показать людям, которые в погоне за хлебом насущным, за мирскими благами не замечают окружающей их красоты.

Два десятилетия парализованный композитор жил в клетке квартиры многоэтажного дома – сначала на улице Ленина, потом Розы Люксембург и видел смену времен года, дней и ночей, капризы погоды, звезды, солнце, луну, тучи и облака в небольшом квадрате окна третьего этажа. Но несмотря на свое вынужденное заточение, он был живее всех живых и здоровых и умел быть сопричастным ко всем событиям, происходившим в его родном городе Грозном, республике, стране. И не только благодаря радио и телевизору, книгам и газетам, которые приносила всегда верная спутница Зоя. Дом Шахбулатовых был своего рода Меккой для чеченской интеллигенции. Здесь часто бывали и высокопоставленные лица, и знаменитости, включая певцов Иосифа Кобзона и Людмилу Сенчину, и журналисты, и писатели и многие другие.

Аднан Шахбулатов притягивал людей масштабностью и неординарностью своей личности, уникальным талантом и жаждой жизни, которой заражались все, переступившие порог этого гостеприимного дома. Причем, больной композитор не обладал «уютным» характером. Искренний до бескомпромиссности, он очень часто говорил горькую правду в глаза, не щадя чувства посетителя.

Имран Усманов, талантливый чеченский певец, поэт и композитор, которому Шахбулатов доверил исполнение своей последней песни шедевра «Чечня – звезда моя» («Нохчий чоь – сан сирла седа»), ставшей, как и предыдущие, хитом, вспоминает:

-У меня было в жизни всего две встречи с этим выдающимся человеком. Но я их запомнил на всю жизнь. Еще школьником я восхищался его музыкой. Новые песни Аднана всегда ждали. Они были такими непохожими на песни других авторов. Шахбулатов писал совершенные произведения. Не разменивался на мелочи. Ложь и лицемерие были ему чужды. Он и мне сделал много замечаний. Помню, я возразил: «А песня «Дагмара» ведь признана». Возражения были отклонены.

Мне нравилось, что он был открытым, решительным, ничего и никого не боялся. Не писал песни на заказ, для партии. Его творчество, конечно, повлияло на меня. Мне очень жаль, что я мало знал его. Он рано ушел из жизни. Песни Шахбулатова «Пусть никогда не умирают дети», «Река детства» и другие пели по всей стране, а симфонические произведения играли во многих концертных залах. Это вечная музыка.

«Колючий» характер маэстро довелось почувствовать и автору этих строк. Как то, если не ошибаюсь, весной 1992 года, в качестве корреспондента газеты «Республика» решила сделать интервью с Аднаном. Меня радушно встретили в семье Шахбулатова, угостили чаем с домашними вафлями, которые испекла дочь Индира, пока мы разговаривали с главой семейства. Через несколько дней понесла материал на вычитку. Тут меня ждала неудача. А.Шахбулатов отказался от публикации, чего не было в моей журналистской практике ни до, ни после этого случая. И тем не менее, суд гения я приняла с легкой душой: ему виднее. Поэтому встречи продолжались, как и попытки сделать публикацию, которая бы донесла его богатый внутренний мир, бесценные мысли и суждения о дне сегодняшнем и завтрашнем до широкого читателя.

А.Шахбулатов хорошо разбирался в людях, политической обстановке, предлагал общественно значимые проекты, которые способствовали бы развитию культуры и искусства чеченского народа. Он очень болел за молодежь, к примеру, добивался от власти открытия в Грозном интерната для одаренных детей.

На очередное предложение дать интервью, хозяин дома сказал:

-Обо мне и так много пишут. Лучше напиши про Зайнап. Вот настоящая героиня! Она каждый день совершает подвиг. За все эти годы я ни разу не видел ее мрачной, хотя приходится ей очень несладко.

Зайнап, действительно, выдерживала огромные моральные и физические перегрузки, потому что вынуждена была работу на телевидении совмещать с уходом за больным мужем. При этом ей удавалось образцово содержать дом, несмотря на конвейер гостей. Откуда берутся силы? На этот вопрос Зайнап ответила просто:

-Я счастливый человек, потому что судьба свела меня с гением. А счастье удваивает силы.

Очерк о жене Шахбулатов одобрил. И вскоре он был опубликован в женском журнале «Маьлхазни», правда, только в «сигнальном» номере. Не успев открыться, журнал закрылся такое нестабильное было время. А Аднан, оказывается, ждал этой публикации, как ни одной другой. Такой был чуткий и благодарный человек.

То, что Аднан отмечен божьим даром, было заметно уже в детстве. Рожденный в Урус Мартане, в 6 лет он, как и весь народ, оказался спецпереселенцем. Семья Шахбулатовых в депортации жила на окраине Алма Аты. Мальчик испытал, как и другие, и голод, и холод. Но переносил любые трудности легче, чем другие дети, потому что искал и находил духовную пищу: любил рисовать, слушать музыку. Однажды по дороге в школу он услышал из уличного радиоприемника волшебную музыку, которая его пронзила до глубины души. Позже он узнал, что это была «Маленькая ночная серенада» Моцарта.

В 14 лет Аднан пришел в заводской духовой оркестр и попросил руководителя, Николая Ивановича Левцова, взять его трубачом. Но его не приняли, что, однако, не спугнуло желания мальчика добиться цели. Он все равно приходил и под дверью слушал репетиции оркестра, ловя каждое слово руководителя. Однажды Н.И.Левцов задал вопрос своим подопечным, на который никто не ответил. Тогда Аднан, переборов волнение, открыл дверь и спросил: «Можно, я отвечу?» Настойчивость подростка на этот раз была вознаграждена. Так он попал в оркестр, стал трубачом и любимым учеником Николая Ивановича.

После школы, в 1957 году (он поздно, только в 9 лет пошел в школу) А.Шахбулатов решил поступать в Алма Атинское музыкальное училище, причем, на самое сложное отделение, заявив приемной комиссии: «Я хочу стать композитором!» Абитуриента спецпереселенца, да еще, не владеющего музыкальной грамотой, не хотели принимать. Потом все таки пошли навстречу, поставив условие: освоить семилетний курс музыкальной школы за полгода.

Аднан учился, не зная отдыха. Спал три часа в сутки. Сначала занимался с преподавателями, потом самостоятельная работа. Очень часто оставался ночевать в училище, потому что дома не было пианино. Однажды об этом узнал педагог и решил поговорить со своим необычным студентом. Тут выяснилось, что Аднан скрыл от родителей свой выбор, объявив, что поступил, по их желанию, в торговое училище.

На следующий день целая делегация педагогов училища во главе с директором отправилась домой к Шахбулатову уговаривать отца. В конце концов его удалось убедить, что у сына – музыкальный талант и он должен его развивать. Получив родительское благословение, Аднан удвоил свое упорство в учебе и вскоре стал гордостью своего учебного заведения.

Затем последовал переезд семьи в Грозный и перевод будущего композитора в Грозненское музыкальное училище, которое славилось своими педагогами. Однако здесь не было теоретического отделения. Вопрос пришлось решать на уровне Министерства культуры восстановленной Чечено Ингушетии, где ему объявили:

- Имейте в виду. Для вас и ради вас в училище открывается теоретическое отделение. Вы первый чеченец, кто будет обучаться композиции в этих стенах.

Аднан Шахбулатов не только оправдал, но и превзошел надежды всех, кто в него поверил. После учебы в Грозном он поступил в Московский музыкально педагогический институт имени Гнесиных на композиторское отделение. А через некоторое время – на режиссерское отделение Государственного института театрального искусства. Неистовая жажда познания и творчества становится главной страстью начинающего композитора. При этом Аднан, рано повзрослевший в депортации, выросший в обстановке всеобъемлющей тоски по родине, считал своей целью не личный успех, а служение искусству во имя продвижения республики вперед. Причем, в среде тогдашней молодежи он не был одинок в своем патриотическом порыве. Известный театральный деятель, режиссер Национального театра Руслан Хакишев говорит о том времени:

-После возвращения из депортации в республике началась культурная революция. Мы были поколением патриотов энтузиастов. Очень много читали, учились. Каждое лето в республике собиралась на каникулы творческая молодежь. Одним из самых ярких моих впечатлений было знакомство с Аднаном Шахбулатовым. Он был высокообразованным человеком. Помню, как он ездил по горным селениям с магнитофоном, записывал народную музыку.

Недавно в Москве мы говорили о необходимости создания в республике симфонического оркестра. Я искренне надеюсь, что музыка Шахбулатова еще вернется! Сегодня нам ее особенно не хватает.

Уже во время учебы написаны многие талантливые произведения Аднана, ставшие вкладом в музыкальную культуру: романсы на стихи русских поэтов, сюита «У нас в горах» (для симфонического оркестра), камерные композиции «Вариации для фортепьяно на темы чеченских песен», цикл прелюдий и т.д. День ото дня зрел щедрый талант композитора, обогащаясь новыми гранями и глубиной.

Всенародную любовь Шахбулатову приносит песенное творчество («Мой город», «Какая ты своенравная», «Краше нет тебя», «Женюсь только на тебе»). Мовсар Минцаев, Лейла Мусаева, Имран Усманов, Султан Магомедов, Сулейман Токкаев – лучшие певцы считали за честь исполнять песни Аднана. Но чаще других этой чести удостаивается Мовлид Буркаев. Молодому композитору не было и тридцати, когда его слава вышла за пределы республики.

В 1973 году 29 октября в столице Северной Осетии проходил ежегодный конкурс «Пластинка дружбы». Аднан Шахбулатов возглавлял жюри конкурса и поэтому поздно возвращался в гостиницу. Молодой, талантливый, знаменитый, у него было множество планов и творческих проектов. Но несчастный случай поставил на них крест. В результате автокатастрофы Шахбулатов получил перелом позвоночника и неподвижность на всю жизнь.

Человек кипучей энергии и невероятной работоспособности, чей талант был востребован и в театре, и на телевидении, и на радио, и в филармонии, вдруг оказывается прикованным к постели – такой удар судьбы мог сломить любого. Но Аднана спасла сила воли и любовь – к жизни, к искусству, к творчеству. И еще – преданная Зайнап – мудрая, добрая, лучший помощник и советчик. Ее с полным правом можно считать соавтором музыкальных произведений, родившихся после той страшной аварии. Среди них вокально симфонический цикл «Из чечено ингушской поэзии» и лирическая кантата «Разлука», за которые в 1983 году Аднан получил престижную премию Союза композиторов России. Эти и другие сочинения нашего земляка звучали в лучших концертных залах Москвы, Ленинграда, Минска, Киева и т.д.

На пятидесятилетие (в 1987 году) судьба подарила Шахбулатову большой праздник. Из Ленинграда в Грозный в гости к композитору приехал известный концертный оркестр под руководством Анатолия Семеновича Бадхена. Да не с «пустыми руками», а с программой, составленной из лучших произведений юбиляра. Таким образом, ленинградцы сделали прекрасный подарок и юбиляру и грозненцам – поклонникам классической музыки.

А до юбилея была дружеская переписка между двумя талантливыми музыкантами, начавшаяся с письма из северной столицы. А.С.Бадхен, главный дирижер и художественный руководитель Ленинградского концертного оркестра, обратился к Шахбулатову с просьбой предоставить коллективу право исполнять его сочинения. Это была большая удача, подарившая композитору второе дыхание. Один за другим появляются новые произведения, которые с восторгом принимают меломаны. Искусствоведы высоко оценивают творчество нашего земляка, о чем говорит, к примеру, такой факт: сочинения Шахбулатова исполнялись на 4 м съезде композиторов РСФСР и 5 м съезде композиторов СССР. Его музыка звучала на сцене Кремлевского Дворца съездов, в Большом зале московской консерватории им.Чайковского, по Всесоюзному радио, в записях Всесоюзной фирмы «Мелодия» и т.д. За выдающийся вклад в развитие русской и национальной музыки ему было присвоено почетное звание «Заслуженного деятеля искусств ЧИАССР», а затем – в 1979 году – «Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации». Успех творчеству Шахбулатова обеспечивал талантливый синтез современных ритмов и национальной музыкальной культуры.

Вот как об этом говорит Народный артист России, министр культуры ЧР Дикалу Музакаев:

- Мы все выросли на музыке Аднана Шахбулатова. Благодаря ему чеченская музыкальная культура получила в прямом смысле правильное развитие. Во всех его мелодиях неизменно присутствует чеченский характер, чеченская душа. Творчество Шахбулатова ярко индивидуально, что является высшей мерой таланта. Это был выдающийся композитор. Память о Шахбулатове неоплаченным долгом лежит на наших плечах. Мы многим обязаны ему. Мы планируем ряд юбилейных мероприятий. Есть идея учредить культурный фонд имени Аднана Шахбулатова, на средства которого можно было бы поддержать одаренных музыкантов. Нужно создавать конкурсы имени Аднана Шахбулатова. Его произведения – это не только наше прошлое, но и настоящее и будущее.

22 декабря в Концертном зале г.Грозного состоится Вечер памяти, посвященный 70 летию А.Шахбулатова, организованный Минкультуры ЧР. А 27 ноября юбилейное торжество пройдет в Москве, в самом большом в Европе концертном зале Международного дома музыки. Он организован по инициативе брата покойного композитора Лемы Шахбулатова, известного журналиста. Оргкомитет юбилейного вечера в Москве возглавляет наш именитый земляк генерал Асланбек Аслаханов, помощник президента Путина.

Л.Шахбулатов выпустил книгу воспоминаний о юбиляре, сборник его произведений, что станет большим подарком для деятелей музыкального искусства ЧР.